[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Об отпускании рукава!
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:11 | Сообщение # 1
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Семнадцать мгновений.. игры
(Как научить собаку отпускать рукав)
Олег Савельев
эксперт РКФ по рабочим качествам,
инструктор по дрессировке,
фигурант I-й категории.

В разделе "Защита" европейской дрессировки IPO (а также в немецком "Шутцхунде") собака в соответствии с нормативом несколько раз в процессе работы должна отпустить фигуранта, оставаясь после этого на месте, внимательно следя за фигурантом и обнаруживая явное желание продолжения борьбы. Казалось бы, достаточно прочесть внимательно соответствующий норматив, где об этом сказано, и в процессе дрессировки после того, как собака отпустит по команде рукав, периодически давать ей возможность снова схватить фигуранта. Однако, при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится ясно, что без осознания общей направленности всей европейской дрессировочной программы и общемировых тенденций в спортивной дрессировке эту узкую конкретную проблему будет крайне тяжело решить. В связи с этим мне кажется уместным упомянуть в этой статье о некоторых общих принципах европейской дрессировки, без учёта которых успех в овладении, например, программой IPO, на мой взгляд, практически невозможен.

* * *

По большому счёту секрет методики подготовки по европейской дрессировке (да и не только по европейской!) умещается в одном слове. Это слово - ИГРА! Только методика с приоритетным применением игры и лакомства может дать серьёзные результаты в спортивной дрессировке. И давайте сразу отбросим в сторону понятия "недоверчивость", "злобность", "собака-телохранитель" и тому подобный бред. Я помогал и помогаю готовить собак для частных охранных и государственных силовых структур и, достаточно широко применяя определённые "спортивные" методы дрессировки, идущие от адаптирующих игр со щенком, для собак, работающих по "живому" человеку, твёрдо убеждён в истинности этого подхода к дрессировке собаки вообще.

* * *

К слову сказать, наших собаководов почему-то смущает слово ИГРА. Для многих - это символ ненатуральности, фальши, обмана. Но ведь ещё великий поэт гениально подметил, что вся наша жизнь - игра в философском смысле. Хочу сразу отметить, что непосредственно игрой сформировать устойчиво проявляющийся навык у животного невозможно, так как у игры другие поведенческие задачи. Кроме того, обязательным условием формирования устойчивого навыка является механическое подкрепление, дающее безотказность выполнения собакой необходимого действия по команде проводника. Это противоречит психологии игры в смысле "хочу - играю, не хочу - не играю". И если пытаться играть в дрессировку, то получится "собака хочет работает, а не хочет - не работает".
Игра - это необходимый инструмент адаптации животного, общего первичного ознакомления с окружающими условиями, в том числе с дрессировочной площадкой, собаками, фигурантом. Если же рассматривать игру не в узком дрессировочном смысле, а подходить к этому более философски, то любые чётко регламентированные правилами действия можно назвать своего рода игрой. И тогда применение этого термина к футбольным баталиям, сопровождающимся тяжёлыми переломами, и к поединкам профессиональных боксёров, не обходящихся без тяжёлых сотрясений мозга, выбитых зубов, сломанных носов и даже откушенных ушей, не вызовет протеста у читателя. Вот что сказал по этому поводу признанный авторитет в области психологии игрового поведения: "Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьёзно. С одной стороны, например футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьёзными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьёзные ситуации, например, каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина "ИГРА" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием. Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость." (Эрик Берн, "Игры, в которые играют люди", СПб, Специальная литература, 1996, стр. 12-13)
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:12 | Сообщение # 2
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
* * *

Дабы не растекаться мыслями по древу, попробую сформулировать основные элементарные требования, без соблюдения которых прогресс в IPO вообще и в его защитном разделе в частности невозможен.

1. Приобретайте щенка только от родителей, успешно прошедших кёрунг и получивших официальный допуск в разведение; обратитесь к услугам опытного специалиста по дрессировке, тяготеющего к выбранной Вами породе, который при помощи европейских или американских тестов поможет Вам выбрать щенка из намеченного помёта;

2. Начинать адаптировать щенка к процессу дрессировки через игру с лакомством и с игрушкой лучше всего с трёх-четырёх месяцев;

3. Начинайте активно адаптировать щенка к окружающим условиям (улица, люди, машины, проезжая часть и т.п.) не позднее полутора-двух месяцев;

4. Нельзя ограничивать щенка в контактах с людьми; он должен вести себя очень активно, непосредственно, и быть доброжелателен, любознателен, игрив;

5. Щенок не должен вообще иметь опыта страха ни перед чем (или кем); если Ваш питомец в какой либо ситуации проявляет настороженность, показывает страх, неуверенность - ободрите его, дав ему лакомство, огладьте, похвалите, отвлеките, включив в игру с мячиком или другой игрушкой;

6. Щенок не должен связывать боль, страх, наказание (точнее - отрицательное подкрепление) с людьми (в том числе и с хозяином); если приходится малыша отрицательно стимулировать (шлепок, рывок поводком и т.п.) - делайте это исподтишка, незаметно для него, после чего сразу подзовите, дайте лакомство и приласкайте; исключение составляют случаи, когда молодая собака прямо пытается активно доминировать над членами семьи; при попытках доминировать можно взять щенка за шкуру в области холки, приподнять и ощутимо встряхнуть до визга, после чего сразу подозвать, дать лакомство, приласкать;

7. В идеале собака вообще не должна знать угрожающих поз и интонаций человека (т.е. не понимать, что определённая поза человека влечёт за собой опасные для собаки последствия), также как простой обыватель не знает угрожающих поз, например, кенгуру; если Вы будете выполнять требования предыдущего пункта, то собака никогда не проассоциирует боль и страх от наказания с Вашим замахом, плёткой, палкой, свёрнутой газетой, угрожающей позой и грубым окриком; при соблюдении этих требований животное скорее свяжет отрицательные для него последствия со своим неправильным (с хозяйской точки зрения) поведением и с Вашей командой и поэтому впоследствии будет слушаться Вас не только на расстоянии 3-5 шагов (в зоне досягаемости ноги, руки, плётки, газетки и т.п.), но и на большей дистанции;
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:13 | Сообщение # 3
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
8. Со щенячьего возраста играйте с собакой в перетягивание, используя тряпки, скрученные в упругие жгуты-колбаски (начальная фаза игры должна напоминать охоту кошки за игрушкой-бантиком; после короткого преследования "добычи" щенок должен поймать жгут-добычу и после короткой борьбы без резких рывков отнять и поносить его); постепенно на поводке или подзывая приучите щенка бежать к Вам для продолжения игры, причём, тычась в Вас игрушкой, щенок в стремлении поиграть должен быть упорен и даже назойливо настойчив.

9. Не играйте с собакой, бесцельно кидая ей палки или другие предметы: во-первых, это зачастую приводит к тяжёлым травмам (собака может с размаху наткнуться на брошенную палку, воткнувшуюся в почву или снег), во-вторых, собака должна быть заинтересована не столько в удовлетворении своих собственнических амбиций ("Я отнял (добыл) этот предмет, он теперь мой, я его буду только носить, всем показывать, но никому никогда не отдам даже для продолжения игры!"), сколько в самом процессе атаки, а также в контакте и игре с хозяином.

10. Если 3-4-месячный щенок начал проявлять явный интерес к игре с жгутом (а не уже вошёл в раж), сразу следует приступать к постепенному приучению приостанавливать игру, например, по команде "Aus!" (нем. - отдай, достаточно); для этого после подачи указанной команды в спокойной, ровной интонации, остановите игру, прекратив сопротивление ("добыча не сопротивляется, она мертва, неинтересна, охота прекращается"); если Ваш питомец сам не прекратил хватку после остановки, предложите щенку отпустить жгут, аккуратно разжав ему челюсти или применив отвлечение лакомством, после чего медленно приподнимите вожделенную игрушку над головой собаки, стимулируя его тем самым принять позу "сидеть" (ожидания продолжения игры); выждав 2-3 секунды подайте команду к продолжению игры ("Хоп!", "Фас!", "Играй!" и т.п.) и после этого спровоцируйте продолжение игры, "оживив" жгут.

11. Выполняя каждый день рекомендации п.10 Вы должны помнить, что из пяти игр со жгутом Вы можете поработать на командой "Aus!" не более двух-трёх раз - в противном случае у щенка может быть спровоцировано ослабление интереса к игре или ослабление хватки; после выполнения команды "Aus!" и продолжения игры лучше не заканчивать упражнение этой командой (ведь жгут надо как-то забрать у собаки!), а спровоцировать несколько подносов игрушки для продолжения игры, пятясь назад от щенка (п. 8, и после этого забрать жгут, спокойно приподняв щенка за ошейник и хваля (он слегка поперхнётся и сам отпустит) или обменяв на лакомство.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:14 | Сообщение # 4
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
12. Приблизительно к 10-12 месяцам постепенно можно довести продолжительность фазы напряжённого ожидания продолжения игры до 15-20 секунд; одновременно с увеличением времени ожидания спокойно приучайте собаку ждать не столько самой игры (т.е. Вашего провоцирующего движения), сколько разрешающей команды "Хоп!", "Фас!", "Играй!" и т.п.; для этого не закрывайте жгут руками и не стойте, застыв в напряжении, перед ждущей игры собакой (можете плавно, спокойно занять расслабленную, ненапряжённую позу, переминаясь с ноги на ногу, не провоцируя животное резкими или неестественными движениями к атаке); с этой же целью после фазы ожидания стоя свободно, переминаясь с ноги на ногу, находясь в расслабленной непринуждённой позе, не предвещающей продолжения игры, неожиданно подавайте разрешающую команду, не меняя при этом непринуждённой позы и начинайте игру только после того, как собака продемонстрирует хватку.

13. Приблизительно с шести месяцев можно учить собаку напряжённо ждать с облаиванием;. для этого можно возбуждать собаку, давая команду "Охраняй!" и показывая над головой щенка временно недоступные лакомство или "живой" жгут.

14. Помните, что хорошая спортивная собака должна быть очень открытым, доброжелательным, весёлым, азартным, темпераментным существом; недоверчивая (тем более, злобная!), замкнутая собака, как правило, заинтересована не столько в самом процессе ожидания (засады), атаки и борьбы, сколько в хватке и удовлетворении своих собственнических амбиций ("Я вцепился в рукав, он мой, я его буду от всех охранять и никому не отдам!")

15. Помните, что применяемые на тренировках дрессировочные упражнения "Охрана рукава (жгута, игрушки)" и "Прекращение хватки по команде" являются противоположными по смыслу приёмами; охрана может провоцировать у собаки враждебную агрессию и воспитывать указанные в п.п. 9, 14 собственнические реакции, замыкает собаку и может ухудшить не только "Аус!", но и апортировку из раздела "B" ("Послушание"); приём "Охрана рукава" можно изредка, локально применять для собак умеренного темперамента для пробуждения более сильного интереса к игрушке, жгуту, рукаву с обязательным последующим неоднократным подносом охраняемого предмета фигуранту и проводнику для продолжения борьбы.

16. В идеале я порекомендовал бы уже к 14-18 месяцам научить молодую собаку по команде "Охраняй!" (п.13) плотно удерживать с облаиванием спокойно стоящего фигуранта с рукавом или жгутом, ожидая разрешающей команды проводника или резкого угрожающего движения фигуранта (замах палкой-стеком, резкий перевод рукава или жгута из нерабочего опущенного положения в горизонтальное рабочее положение на уровень пояса или чуть выше); на начальном этапе обучения охране проводник стоит на расстоянии 8-10 шагов от фигуранта с собакой сидящей у его левой ноги на поводке, после поданной команды "Охраняй!", отменяющей основное положение посадки у левой ноги, фигурант привлекает внимание собаки, слегка возбуждает её, проводник удерживает 1-2 секунды собаку на поводке, поощряя её активность командой "Охраняй!", после чего вместе с ней двигается к прекратившему всякие движения фигуранту, перед которым, молча, не пугая собаку, ощутимым рывком поводка предупреждает возможную хватку в открытый и казалось бы доступный рукав или жгут ("добыча временно недоступна, так как неподвижна"), стимулируя посадку, удержание и облаивание, которое логически завершается разрешающей командой и хваткой.

17. Уважаемые владельцы, проводники собак, хэндлеры, фигуранты и инструкторы! Не хвалите собаку, отпустившую рукав или жгут, игрушку! Дело в том, что напряжённо сидящая собака, предельно сконцентрированная на вожделенном объекте, подобна сжатой пружине, и поэтому любой произнесённый вами звук (а уж тем более похвала!) эту "живую пружину" освободит и, таким образом, спровоцирует хватку; запомните, Ваша похвала - это разрешающая команда "Хоп!", "Фас!", "Взять!" и т.п., которая позволяет собаке достичь нужного ей результата.

* * *

В заключении хотелось бы отметить, что написанное в статье - это всего лишь общие рекомендации, позволяющие составить некоторое представление о выполнении упражнения "Прекращение хватки и удержание" и о принципах выработки у собаки (и проводника!) некоторых общих навыков, позволяющих это упражнение выполнить. А за более конкретными рекомендациями, за нормальной методически выверенной кропотливой дрессировкой на результат нужно идти непосредственно на дрессировочную площадку к грамотному инструктору по дрессировке.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:15 | Сообщение # 5
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Мужество и хладнокровие на грани...
(Снова об отпускании рукава)

фигурант, инструктор по дрессировке,
эксперт по рабочим качествам (IPO)
Савельев О.В.
Посвящаю эту статью нашей любимой немецкой овчарке, Саре,
скоропостижно умершей в дни её написания.
Сарочка, мы будем по тебе скучать.

Уже который год на испытаниях и соревнованиях по IPO разного ранга в нашей стране чётко прослеживается одна тенденция: у подавляющего числа спортсменов есть проблемы с поведением их собак в укрытии и при отпускании рукава, что, на мой взгляд, имеет жёсткую взаимосвязь. Каждый новый спортивный год показывает, что проблема, к сожалению, не решается, и снова собаки кусают в укрытии и плохо отпускают.
Некоторое время назад была написана статья "Семнадцать мгновений игры (Как научить собаку отпускать рукав)", которую ещё сейчас можно прочитать в Интернете. По этой статье было очень много откликов и возникло много вопросов в первую очередь у владельцев собак, которые уже имеют опыт дрессировки и даже выступлений на соревнованиях. Несмотря на то, что упомянутая статья была посвящена лишь наиболее общим правилам обучения отпуску рукава, о чём было сказано, некоторые читатели пытались догматически им следовать и не всегда достигали успеха.
Это вполне объяснимо: в статье были изложены лишь наиболее общие принципы обучения отпуску рукава без учёта поведенческих особенностей конкретной собаки. Кроме того, были намеренно пропущены некоторые методические тонкости, за постижением которых надо идти на площадку к грамотному инструктору, а не только читать публикации.
Сразу хочу оговориться: тема непростая и объёмная, не терпящая подхода с "кавалерийским наскоком". Поэтому тем, кого она интересует, на некоторое время придётся забыть о весёлом развлекательном дрессировочном чтиве.
Но, тем не менее, если есть проблема - её надо обсуждать и приходить к решению. Давайте попробуем поговорить об этом подробнее.

КАК ЭТО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ НА ИСПЫТАНИЯХ
Укрытие
В соответствии с Правилами после динамичного обыска собака должна вбежать в укрытие, в котором находится помощник судьи (фигурант) и немедленно облаять его. Недопустимы хватки за рукав, "грязные покусы" (за ноги, в корпус), напрыгивание на фигуранта, толчки (как и касание фигуранта вообще). За "грязные покусы" и "зависание" на рукаве собака снимается с выступления, и для этого спортсмена испытания на этом заканчиваются. Одним словом, в укрытии собака должна только облаивать, и более ничего. Пристальное внимание обращается на такие особенности облаивания, как его немедленное начало при обнаружении помощника, агрессивность и напористость (гипнотизирование фигуранта "глаза в глаза"), ритмичность. Кроме того, обращается внимание на изменение ритма облаивания при отвлечении на судью или проводника до отзывающей от помощника команды "Рядом!". Важный момент: именно демонстрируемая ритмичность облаивания вместе с его агрессивностью и напористостью даёт картину общей уверенности, твёрдости животного, что, безусловно, высоко ценится.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:15 | Сообщение # 6
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Отпуск рукава
Об отпускании рукава, на мой взгляд, неправильно рассуждать в отрыве от самой хватки, которая должна обладать определёнными качествами. Она должна быть полной и объёмной (укус должен производиться полной пастью, на весь её объём, а не только передними резцами; под давлением фигуранта глубина изменяться не должна, т.е. собака не должна "съезжать" с рукава), максимально спокойной (без "поджёвывания" или остервенелого трепания), а также сильной. Все эти параметры хватки ни в коем случае не должны оставаться без внимания ни на тренировках, ни на испытаниях и соревнованиях.

Непосредственно отпускание фигуранта по команде проводника должно быть также уверенным, спокойным и быстрым. В идеале демонстрируется осознанное желание именно разжать челюсти и отпустить, а не постепенное сползание с рукава с рыками и трепками.
Особенное значение придаётся поведению животного после того, как фигурант по команде отпущен. Собака должна немедленно перейти в фазу охраны, находясь прямо перед помощником, в любое мгновение готовая атаковать в случае его побега или нападения и при этом опять-таки быть уверенной, собранной. Следует помнить, что облаивание не в укрытии не оценивается (это ни плохо, ни хорошо). Собака, находясь в фазе охраны не в укрытии, может лаять или просто молча бдительно следить за помощником. Отвлечение на судью и проводника, попытка схватить или даже кратковременная хватка при подходе последнего также негативно скажется на оценке. Трудный отпуск не по первой команде, напрыгивание на фигуранта, ориентировочное поведение в фазе охраны, "грязные покусы", покидание поля, отправление естественных надобностей или атака судьи (и такое бывало!) - это, я думаю, обсуждать нет смысла. Данные курьёзы можно отнести к неуверенности собаки или недостаткам в управлении, что влечёт серьёзное снижение оценки или даже снятие с испытаний.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:17 | Сообщение # 7
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ
"У моей собаки уже есть IPO, то есть - слушается.
Пора потравить её на "Шутцхунд"…"
(Из телефонного разговора)

Изложенная ниже методика - не догма. Вероятно, есть и другие способы решения проблемы поведения собаки в укрытии и отпускания рукава. Проанализировав значительное количество печатных и видео пособий, записей семинаров ведущих тренеров Европы и Америки, к сожалению, приходится прийти к выводу, что за рубежом всё так же, как и у нас: где два инструктора - там три точки зрения. Предлагаются разные методы дрессировки и коррекции ошибок, но, согласитесь, всегда очень много непонятного. И вот почему.

Зачастую так называемая учебная видеокассета по сути таковой не является, а представляет собой в значительной степени рекламную акцию соответствующей дрессировочной школы. Посмотрев её, кажется, что всё понятно. Но когда начинаешь делать то же самое на тренировке, то выявляются так называемые белые пятна, пробелы в логике, и всё рассыпается. Как это ни печально, но факт: не все хотят выдавать секреты мастерства.
На семинарах и того круче. Один спрашивает у заморского "мэтра", в какой руке держать мячик и "зачем в "шитцхунде" бьют собак палкой на защите", другой - о вариабельности пищевого подкрепления на следу и способах достижения лучшей управляемости в защите на уровне IPO-3, а третий - просто тусуется и просит автограф. В итоге у некоторых гостей банально "закипают мозги", они не знают, что и кому рассказывать и показывать. Иногда это превращается в некое подобие шоу, где маститый иллюзионист от дрессировки показывает сомнительные фокусы с бусами нам - папуасам. А мы восторгаемся; так нам и надо!.. Пора начинать с уважением относиться к себе и к своим мозгам. Кстати, один из таких фокусов, когда фигурант сам дёргает за "строгач" собаку, висящую у него на рукаве, принуждая её отпустить, и выполнить команду "Aus!". Об этом "революционном" методе обучения собак отпускать рукав я скажу отдельно позднее.
Одна из самых "честных" обучающих кассет - это, на мой взгляд, программа Хельмута Райзера. Но и здесь много непонятного (особенно новичкам), так как даже в такой серьёзной работе, как его пособие, невозможно рассказать обо всём абсолютно. Кстати, как и в этой статье…
Предлагаемая ниже программа по обучению собаки и проводника некоторым аспектам защитной службы используется мною и некоторыми моими коллегами около четырёх лет, пока абсолютно себя оправдывает и не даёт сбоев. Надеюсь, так будет и дальше.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:17 | Сообщение # 8
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Основное в решении проблемы укрытия и "Aus!" - это уверенное поведение собаки перед фигурантом в фазе охраны. Это, несомненно, общее и для укрытия и для отпуска рукава в поле.
Поведение собаки в укрытии и после отпуска рукава в фазе охраны является едва ли не самым важным критерием в оценке защитной службы, т.к. она, подвергаясь огромным психоэмоциональным нагрузкам, вынуждена значительное время балансировать на зыбкой грани между необходимостью ждать, охранять, облаивать и огромным желанием атаковать. Вдумайтесь, что проще - пять минут на надрыве ругаться с оппонентом, не ограничивая себя в выражениях, каждую секунду ожидая драки, или сразу перейти к действиям, "разрядить" обстановку?!.. С точки зрения психофизиологии в данном случае животное тестируется на способность выдерживать психоэмоциональные нагрузки, которые возникают при наличии явной возможности и огромного желания к атаке, хватке и одновременном присутствии специально выработанного инструментального внутреннего поведенческого тормоза, не позволяющего эти мотивации реализовать. Короче, как в рекламе, где один мальчишка, засекая "рекорд вкуса", дразнит приятеля, поставив перед ним пакет с вкусными сухариками: "Сухарики, Петров! С грибочками, Петров! С помидорчиками!.."
С точки зрения обучения: стоящий без движения помощник для собаки должен стать ТАБУ, т.е. его трогать - и нельзя, и нет смысла. С точки зрения психологии животного: неподвижный помощник - временно недосягаемая в силу формальных Правил добыча, которую необходимо вспугнуть, "выдавить" облаиванием из "логова" (укрытия) или, затаившись в засаде (в случае отпуска рукава в поле), выждать её движения. Стоит отметить, что "вспугивание добычи" из укрытия, т.е. настойчивое, агрессивное требование хватки характерно только для первоначального этапа обучения работы в укрытии. Вы увидите по-настоящему классное облаивание только тогда, когда произойдёт так называемое смещение мотивов (или мотиваций), т.е. когда само облаивание (а не последующий за ним рукав) станет для собаки желанным результатом. Проще говоря, ей должно понравиться нагло и уверенно облаивать человека, тем самым, доминируя над ним. Если есть сомнения, что это может понравиться собаке само по себе (не за подачку в виде рукава), понаблюдайте за поголовно недрессированными, лохматыми и не очень "охранниками" дачных участков или уж совсем не имеющими представления об IPO и всяких там рукавах и хватках дворняжками, охраняющими гаражи - упомянутые сомнения отпадут.

Кроме того, хочется заранее упомянуть об одной проблеме, которая занимает умы очень многих инструкторов и фигурантов, внушая им определённые опасения при выработке навыка отпуска рукава и ухудшения в связи с этим качества хватки. На мой взгляд, эти опасения проистекают из отечественных традиций ЗКС, где команда "Фу!" была запрещающей и рассматривалась в качестве сигнала, прекращающего нежелательные действия. Действительно, при неоднократной подаче такой команды после атаки собака начинает хуже кусаться, т.к. ей это банально запрещают делать. В IPO данная команда подаётся как временно приостанавливающая действия собаки и, соответственно, этот навык должен вырабатываться по-другому.

Поведение правильно выдрессированной собаки на защите (и не только) напоминает маятник часов, который, зависая в крайних верхних точках, не останавливается совсем, а лишь на мгновение, для того чтобы накопить энергию для следующего маха. Так собака с правильно сформированным защитным поведением после команды к отпуску фигуранта не теряет боевой агрессивный настрой, а просто трансформирует его в иное охранное поведение, не теряя энергии к последующей атаке, а наоборот, мощно накапливая её.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:18 | Сообщение # 9
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
ОТПУСК РУКАВА

Всё начинается с фазы игры со щенком-подростком, подробно описанной в уже упоминавшейся статье "Семнадцать мгновений игры". В дальнейшем, когда к занятиям с повзрослевшей собакой подключается посторонний человек - фигурант, правила в некоторой степени видоизменяются.

Начиная разговор о защите и, вспомнив о фигуранте, позволю себе цитату из книги К.Ф. Дьюет и Дж. Дьюет "Собака - защитник дома и семьи" (Москва, Центрполиграф, 1997 г., стр. 166).
"Его задача - пробудить у собаки охотничий инстинкт и в тоже время полностью раскрыть её защитные способности. Нужны годы, чтобы по-настоящему овладеть этим искусством. Не так-то просто суметь настроить собаку на работу и вызвать определённую реакцию с помощью определённых телодвижений и жестов. Эта профессия сродни профессии актёра. Такой человек должен вовремя заметить, что собака вот-вот готова отступить (при низком уровне уверенности в себе). Он должен довести собаку до пика возбуждения, а затем вовремя закончить приём, прежде чем она вздумает "сдаться". Он должен всё это воспринимать интуитивно. Научить этому нельзя, это можно только чувствовать…".

Как фигурант со стажем, готов подписаться под каждой буквой в этой цитате. В связи с этим вспоминаются слова одного стажёра, которому показывали работу с собакой на привязи через агрессию: "Это почти ГИТИС!" Уважаемые коллеги, через длительную и кропотливую игру с мячом, тряпкой, жгутом и даже рукавом мы можем дать собаке только азы, начальную школу. Без этого нельзя. Но если мы хотим добиться серьёзных результатов, то в дальнейшем на послушании - жёсткие, но точные и своевременные механические воздействия (скорее всего хорошим импорт-ным "строгачом"), а на защите - очень серьёзная агрессия и мощная хватка.

Если фигурант в работе с собакой начинает формировать элементы агрессивного поведения, он должен начать играть не тряпкой, жгутом или рукавом, а проще выражаясь, собой. То есть, игра с предметом должна перерасти в игру ролевую (примеры игр с распределением ролей - "наши - фашисты", "ковбои - индейцы", "казаки - разбойники"). Игра с фигурантом - это "хищник - жертва", где жертва - это, естественно, фигурант. Движения его должны быть быстрыми, резкими, но пластичными и напоминать вспугиваемую дичь. И если мы, например, говорим "фигурант отскочил", то это должно быть сделано резко, быстро, как бы с испугом. С эмоциональной точки зрения фигурант должен напоминать "жулика, застигнутого при попытке совершения мелкой пакости" (!). Вот где мастерство сродни актёрскому! И чем жёстче и агрессивней по отношению к собаке становится фигурант от занятия к занятию, тем больший восторг вызывают у неё его испуги и отскоки.

Все действия фигуранта должны быть точны и его позы, мимика, жесты - ясны собаке. Всё подчинено одновременно двум правилам - "научи" и "не навреди", поэтому не стоит делать того, в чём не уверен. Обучение всегда начинается с очень умеренного возбуждения, в достаточно уравновешенном "собачьем" расположении духа. Итак…

1. Фигурант со жгутом добивается заинтересованного отношения к себе и жгуту и даёт его схватить; после очень спокойной, несколько ленивой игры-борьбы на натянутом поводке отдаёт его.

2. Проводник с собакой на поводке убегает от фигуранта, помогая собаке на хорошей скорости унести жгут-добычу; эта пробежка со жгутом должна длиться около 30-40 секунд для того, чтобы развить в собаке самооценку ("Это моя добыча, я её добыл и несу, значит я силён и горжусь этим!"), успокоить и избежать возможного поджёвывания рукава (когда бежишь - жевать некогда и приходиться сильней сжать зубы). С некоторыми собаками приходится бегать с рукавом быстрее и дольше, т.к. они никак не могут успокоиться.

3. По сигналу руководителя занятия проводник продолжает бежать, но уже в сторону фигуранта; при приближении к нему проводник держит поводок короче, располагая бегущую собаку у своей левой ноги, и останавливается фронтально, прямо перед фигурантом.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:19 | Сообщение # 10
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
4. Мгновенно после остановки проводник громко, ясно, в повелительной интонации подаёт команду "Дай!" ("Фу!", "Aus!") и даёт короткий ощутимый рывок удавкой или, при необходимости, строгим ошейником (заранее на собаку надевается мягкий широкий кожаный ошейник с поводком около полутора метров и одновременно - максимально тесная удавка или правильно подогнанный строгий проволочный ошейник с пристёгнутой на карабине маленькой петлёй-водилкой, которая до поры свободно болтается на собаке); если собака от природы очень сильная с выраженными собственническими и охотничьими реакциями и не отпускает, громко подаётся ещё одна команда, за которой следует серия очень сильных рывков; после того как собака выпустит жгут, и он упадёт под ноги фигуранту, сразу подаётся команда "Сидеть!" ("Sitz!"), которую собака уже должна знать заранее.

5. Фигурант, не провоцируя собаку на охрану жгута робкими, вкрадчивыми движениями, напротив спокойно, уверенно и не слишком быстро забирает лежащий жгут, не сходя с места и избегая лишних движений корпусом; пока фигурант забирает жгут, проводник контролирует собаку постоянно повторяемой в спокойной интонации командой "Сидеть!" ("Sitz!") и имеет наготове удавку с прослабленной петлёй-водилкой. Если в результате неуверенного контроля проводника собака не дала взять жгут и схватила его, не позволив фигуранту выпрямиться, то он должен отпустить жгут, и всё тут же повторяется, начиная с команды "Дай!".

6. Фигурант выпрямился, опустив поднятый с земли жгут в нерабочее положение у левой ноги (кто работает с рукавом на правой руке - к правой ноге), и дожидается взгляда собаки "глаза - в глаза", провоцируя её на это негромкими, непривычными звуками (шипение, пощёлкивание языком и т.п.); добившись такого взгляда, фигурант даёт собаке сделать хватку в жгут, провоцируя её на это его быстрым поднятием в рабочее горизонтальное положение на уровень пояса и в некоторой степени отскакивающим движением корпуса чуть назад, от собаки. Далее следует очень короткая (5-7 секунд) спокойная игра-борьба, где инициатива явно отдаётся собаке (собака за жгут тащит фигуранта, работая спиной, а не наоборот).

7. После короткой борьбы фигурант отдаёт собаке жгут, опять следует пробежка и всё повторяется ещё минимум 3-4 раза.

8. Когда руководитель занятия решит, что количества повторов достаточно, фигурант и проводник при очередном подносе собакой жгута фигуранту делают следующее. Как только собака, отпустив жгут, сядет перед помощником, позволит ему взять жгут и посмотрит ему 3-4 секунды в глаза (это время от занятия к занятию должно увеличиваться до 7-8, а может и до 10 секунд), фигурант, предварительно предупредив проводника (например, "Отскочу!"), отскакивает назад. Делается это так же, как будто бы он даёт собаке возможность сделать хватку, но более интенсивно назад с тем, чтобы собака его не достала. Проводник контролирует длину поводка, придерживая его так, чтобы застраховать отскакивающего фигуранта от покуса. Далее, фигурант возбуждает собаку активными пробежками мимо неё со жгутом и убегает, а затем по его команде собака для психоэмоциональной разрядки отпускается с поводком проводником по команде "Фас!" на задержание убегающего приблизительно на 50-60 шагов. После атаки жгут отдаётся практически без борьбы, проводник подзывает к себе собаку, 2-3 секунды играет с ней с тем же жгутом, который она принесла, бурно хвалит и, не забирая жгут, на поводке уводит отдыхать.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:20 | Сообщение # 11
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
9. В дальнейшем любое занятие по защите всегда должно включать в себя определённый ритуал: если необходимо чтобы собака укусила фигуранта, этому обязательно должна предшествовать позиция "гипноз глаза - в глаза" сидя перед фигурантом необходимое время (от 3-4-х до 10 секунд), а далее - по плану. То есть либо хватка сразу, либо отскок и возбуждение.

10. Если собаке требуется давать очень серьёзное возбуждение и развивать агрессивность, чтобы не испортить навык выдержки перед фигурантом и умение отпускать рукав по команде чрезмерным желанием борьбы, необходимо учитывать следующее.

Проводить занятие по защите на сильном возбуждении и развивать серьёзную агрессивность можно только со сформировавшейся взрослой собакой, т.е. никак не ранее 1,5-2-х лет от роду.
Все вышеперечисленные правила должны быть сохранены, т.е. собака возбуждается и вызывается на агрессию только после выполнения первой половины п.8 и отскока фигуранта. После такого сильного напряжения делается разгрузочный пуск на задержание убегающего (см. п. 8.)
Честно говоря, если Вы начинаете поднимать агрессию собаки на серьёзный уровень и только собираетесь заняться отпуском рукава, то у Вас большие проблемы. Проблемы и в дрессировочном процессе и в понимании его, как такового! На этом этапе обсуждаемый навык должен быть уже в целом сформирован. А на момент формирования агрессивного поведения он просто должен быть более жёстко подтверждён серьёзным механическим воздействием, как приказ старшего или, если хотите, воля "вожака".
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:20 | Сообщение # 12
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ.

Хочу сразу предупредить: здесь пойдёт речь о сугубо научных вещах, которые интересуют не каждого. Правда от этого значение таких наук, как психофизиология и зоопсихология для дрессировки не становится скромнее. Но, тем не менее, некоторые могут эту часть не читать и… вероятно, ничего страшного не случится.

Когда речь заходит о вознаграждении собаки (научно выражаясь, о подкреплении необходимых действий или даже поведения), дрессировщики чаще всего говорят об утолении какой-либо естественной потребности животного. Например, это может быть потребность в пище, питье (в жаркий день миска с водой в конце следа, проложенного при помощи сухого корма) в социальном общении (ласка и одобрение хозяина) и, потребность в двигательной активности (после длительного нахождения в вольере - игра) и т.п. Таким образом, реализация естественных потребностей и является положительным подкреплением. Оказывается, это верно лишь отчасти.

Путём сложных исследований учёными было выяснено, что утоление потребностей является лишь промежуточным подкрепляющим звеном, вызывающим положительные эмоции. Именно положительные эмоции и являются основным подкрепляющим фактором в обучении.
"Именно получение желательных, эмоционально положительных стимулов или устранение нежелательных, эмоционально отрицательных, а не удовлетворение какой-либо потребности служит непосредственным подкреплением при обучении" ("Основы психофизиологии", Отв. ред. Ю.И. Александров, Москва, ИНФРА-М, 1998 г., стр. 149). А утоление потребностей является всего лишь способом вызвать положительные эмоции.
Если, как мы видим из процитированного определения, положительные эмоции возникают у животного при получении эмоционально положительных, приятных стимулов и при устранении (или возможности избежать) эмоционально отрицательных, неприятных стимулов - то всё становится на свои места. Кстати, возникающие положительные эмоции, как ответ на удачное избегание болевых или иных неприятных ощущений, особенно остры и значимы. Это объяснимо, т.к. для любого существа гораздо большей удачей является сохранение жизни в опасной ситуации, а не утоление пищевых, игровых или иных мотиваций. Если есть сомнения, попробуйте сравнить свои положительные эмоции, которые, вероятно, могут быть испытаны при поедании экзотического фрукта или своевременном убирании буквально в последнюю секунду руки из-под бензопилы "Дружба".

Кстати, в связи с этим можно прийти к любопытному заключению. Дрессировщики давно пользуются терминами "положительное подкрепление" и "отрицательное подкрепление". Если с первым - всё более или менее ясно, то вопрос с отрицательным подкреплением не так однозначен. Под отрицательным современная отечественная дрессировка понимает подкрепление неприятными воздействиями, т.е. механическими и иными, вызывающими отрицательные эмоции. Однако, как мы помним из сугубо научного источника, подкреплением могут быть только положительные эмоции. Но ведь собака не может страдать поведенческими отклонениями мазохистского характера и испытывать удовольствие от болевых механических воздействий. Таким образом, в данном случае сами неприятные механические воздействия не могут быть подкрепляющим фактором! Так почему же собака, тем не менее, обучается, например, движению по команде "Рядом!" при помощи рывков? Потому что у неё возникают положительные эмоции при избегании неприятных воздействий выполнением необходимых действий (см. определение подкрепления выше). Именно эти положительные эмоции, возникающие при избавлении от неприятного стимула, и служат подкреплением. А сами отрицательные воздействия я бы скорее назвал отрицательным наталкиванием на нужный нам результат, но не подкреплением.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:22 | Сообщение # 13
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
ОТПУСК РУКАВА (далее)

Попробуем логически изложить применение этих закономерностей при обучении собаки отпускать рукав в форме конкретных рекомендаций. Для удобства при необходимости будет использована нумерация технических приёмов, указанных в данной статье.
В начале формирования навыка отпуска рукава собака должна работать на среднем уровне возбуждения. Выполняя обучающие упражнения, перечисленные в упоминавшейся статье "Семнадцать мгновений игры" нет необходимости прибегать к серьёзной механической корректировке. При небольшом уровне возбуждения собаке просто совладать со своими эмоциями и отпустить жгут, если ей за это его дадут схватить через небольшой промежуток времени. В данной ситуации результатом (подкреплением) совершённого действия становится возможность дальнейшей хватки, которая явно более интересна, т.к. в этом случае с ней начинают играть, а при подаче команды отпустить предмет не двигается и, таким образом, менее интересен.

Когда в дело вступает фигурант, возбуждение животного нарастает, и потребуются механические воздействия (п.4).
Стоит немного сказать о характере этих воздействий. Уважаемые коллеги, пожалейте своих собак! Слабое, нерешительное, как бы жалеющее воздействие, продиктованное ложной жалостью, порождает у собаки надежду на безнаказанное невыполнение команды и вызывает необходимость мучить собаку, нервируя её раз за разом неприятными и не очень сильными отрицательными стимулами. Кроме того, в определённых ситуациях собака уже будет знать, что будет, например, принуждающий рывок поводком средней силы, который можно перетерпеть и повернуть ситуацию в удобную для неё, а не для проводника, сторону. В результате в момент, непосредственно предшествующий рывку, собака внутренне мобилизуется, готовясь к противостоянию с проводником. В лучшем случае это приводит к "заклиниванию" на жгуте (рукаве) с опусканием головы (собака как бы прячет предмет от фигуранта и проводника, опуская голову), в худшем - активный протест в форме атаки проводника в ответ на воздействие. В дальнейшем приходится наращивать силу воздействия, и проблема может усугубиться. Твёрдо убеждён: нет ничего более мучительного для собаки и вредного в дрессировке, чем слабые, нерешительные и частые отрицательные воздействия. Такое отношение, продиктованное ложной жалостью, нервирует животное, выводит из себя, давая всему дрессировочному процессу эмоционально негативную окраску. Воздействие при обучении отпускать рукав должно быть уместным, быстрым, достаточно сильным и несколько обескураживающим (но не пугающим). И главное: Вы точно должны знать, что сделаете сразу после этого воздействия при нескольких вариантах развития событий. Решительные, быстрые, волевые действия (а не уговоры) проводника не оставляют собаке надежду на то, что ей потрафят и оставят в покое и не дают времени на раздумья в поисках иных путей, более выгодных лохматому хитрецу. Предлагается только один единственно верный выбор: не пытаться протестовать против лидирующей роли проводника-вожака, а "расслабиться и получать удовольствие", тем более что ни к чему страшному и неприятному собаку не принуждают, и она очень скоро и охотно примет эти новые правила.

Интересный момент: механические воздействия оказываются на собаку только при выполнении п.4 при подаче команды "Дай!" ("Aus!") и может быть "Сидеть!". Все остальные десять пунктов - сплошное удовольствие для собаки. Поэтому точная кратковременная механическая корректировка не "задавит" собаку психологически и не испортит общего отношения к занятию так же, как одно кислое яблоко не испортит удовольствия от поедания целого пакета вкусных сладких яблок.
Если мы пытаемся объяснить происходящее при выполнении всех указанных методических пунктов, надо хотя бы в общем определиться в логическом построении системы отрицательно наталкивающих (принуждающих) стимулов и положительных подкреплений, вызывающих позитивные приятные эмоции.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:22 | Сообщение # 14
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Команда "Дай!" ("Aus!") (условный сигнал) - потребовался рывок (отрицательно наталкивающий, принуждающий безусловный стимул, п.4) - отрицательные эмоции после рывка - жгут отпущен и брошен под ноги фигуранту (требуемая реакция) - фигурант, соблюдая все закономерности (п.п.5,6), даёт хватку в жгут - положительное подкрепление, т.е. компенсация отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.

Команда "Дай!" ("Aus!") (условный сигнал, предупреждающий о возможных отрицательных воздействиях) - жгут отпущен (требуемая реакция) - положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) - охрана-ожидание "глаза в глаза" - отрицательно наталкивающий всё время повторяющийся сигнал "Сидеть!" при необходимости с рывком - отрицательные эмоции после сигнала "Сидеть!" с рывком - хватка в жгут (п.п. 5,6) - положительное подкрепление, т.е. компенсация отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.

"Дай!" ("Aus!") (условный сигнал, предупреждающий о возможных отрицательных воздействиях) - жгут отпущен (требуемая реакция) - положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) - охрана-ожидание "глаза в глаза" (требуемое поведение) - снова положительное промежуточное подкрепление (возникли положительные эмоции, т.к. удалось избежать рывка) - хватка в жгут (п.п. 5,6, также требуемое поведение, тренировка контратаки) - положительное подкрепление, т.е. компенсация возможных отрицательных эмоций положительными после хватки и радостной пробежки со жгутом вместе с хозяином.
Мы разобрали данную методику с научной точки зрения, используя систему понятий "условный сигнал" (команда), "отрицательное наталкивание" (принуждение механическим воздействием), "положительное подкрепление" (возникновение положительных эмоций в результате достижения приятного желаемого результата или при избегании неприятных воздействий, отрицательного наталкивания нужным нам поведением). Хотелось бы отметить, что, как видно из вышеуказанных логических построений, всё упражнение разбивается на три подраздела: отпуск по команде, охрана, контратака.

Навык можно считать выработанным, когда происходит смещение мотивов (я об этом уже писал в случае с облаиванием) и непосредственно само отпускание предмета и сама охрана "глаза в глаза" становятся желаемым результатом и положительным подкреплением, а невозможность это сделать - отрицательным. Наступление этого момента зависит только от количества занятий и от способностей конкретной собаки к обучению.

Но это всё сухой язык теории. На практике необходимо учитывать зависимость силы и времени механических воздействий от особенностей конкретной собаки. И если отрицательно наталкивающий рывок так негативно действует на собаку даже при наличии массы положительно-эмоционально-компенсирующих факторов, то собака излишне ранима. То есть для неё это та самая "ложка дёгтя в бочке мёда", которая абсолютно всё портит. Такую ранимую собаку не имеет смысла дрессировать на защиту и, вероятно, давать возможность участвовать в разведении.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:23 | Сообщение # 15
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
УКРЫТИЕ.

Приступать к этой очень важной части работы вплотную не стоит, пока на открытом месте собака не научится правильно отпускать рукав и комфортно чувствовать себя перед фигурантом в фазе охраны. Если у собаки в обычной жизни нет особых страхов (например, громкие звуки, собаки, люди и т.п.), нет необходимости специально приучать её к укрытию, кормить её там, делая эту "палатку" чуть ли не её вторым домом. Нужно помнить, что укрытие может быть логовом потенциального противника-фигуранта. Поэтому собака не должна сразу себя чувствовать в укрытии хозяином положения. Это необходимо по следующим причинам.

Полностью адаптируя собаку к укрытию до работы с фигурантом, мы выключаем у неё очень важную черту хищника - осторожность перед жертвой, загнанной в угол, которая в данной ситуации может быть опасна. А эта реакция, очевидно, очень важна. Уже на первых пусках в укрытие у собаки будет выработан условный специфический внутренний тормоз, который будет напоминать ей о здоровой настороженности и уважении к противнику и не позволять после пуска в укрытие сразу кусать фигуранта. Пока собака освоиться с фигурантом в укрытии, и начнёт себя чувствовать увереннее, доминируя над ним, этот условный тормоз, играя роль отрицательного наталкивания (естественного принуждения), позволит оформиться навыку посадки и облаивания в укрытии.

Ситуация с укрытием, играющим роль логова, создаёт ситуацию несовпадения желаемого результата (хватки) и действительного, т.е. возможности его осуществления. Кроме того, она провоцирует дополнительную напряжённость в отношениях фигуранта и собаки. Возникающие в силу этого бурные отрицательные эмоции, сходные с человеческим возмущением, выплёскиваются в нужном нам облаивании, чем уже частично компенсируются. Дальнейшая компенсация происходит хваткой, которую даёт собаке фигурант, отскакивая вглубь укрытия (испуг!) и позволяя собаке себя оттуда вытащить.

Возникающая раз за разом на занятиях ситуация с укрытием учит собаку выходить победителем из не совсем комфортной для неё ситуации, владеть собой в состоянии, близком к стрессовому, и выковывает из неё настоящего бойца.
Нет смысла подробно описывать "хитрые" приёмы обучения облаиванию в укрытии, так как… по сути их нет. Самое важное - это правильно научить собаку отпускать рукав и не лишать её толики настороженности в укрытии. Что же касается спокойного отношения собаки к подходящему проводнику или судье во время охраны в поле или облаивания в укрытии, то здесь есть некоторые тонкости.
Во время тренировок проводник может начать подходить к собаке, находящейся в фазе охраны в укрытии или в поле, выполняя определённые правила. Это необходимо, чтобы избежать оглядывания на проводника, хватки при подходе и другого негативного поведения.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: