[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Форум » Дрессировка » Об отпускании рукава! (2012г. статья.)
Об отпускании рукава!
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:23 | Сообщение # 16
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
Подходить к собаке можно начинать только в укрытии и только тогда, когда навык облаивания уже близок к желаемому. В данной ситуации собака жёстче сконцентрирована на фигуранте и риск влияния подхода проводника меньше.

Проводник должен подходить спокойно, как бы просто гуляя, стараясь не обращать на себя внимания собаки. Приблизительно в двух-трёх метрах от облаивающей собаки проводнику следует спокойно ходить сзади облаивающей собаки лицом к фигуранту, давая животному на короткий промежуток времени себя заметить то слева, то справа. Неподвижно стоять прямо за собакой очень нежелательно! Это, как правило, вызывает у собаки ненужное напряжение и, как следствие, ненужное волнение, нервозность и ошибки (оглядывание на проводника, отскоки в сторону, хватки).

На первоначальном этапе (особенно!) нельзя специально обращать на себя внимание ни резкими нарочитыми движениями, ни ободряющими командами или похвалами. Необходимо просто приучить собаку к своему присутствию и не обращать на себя внимание.

В дальнейшем можно спокойным голосом хвалить облаивающую собаку, доказывая этим отсутствие "коварных" замыслов и как бы объясняя собаке, что вы заодно, т.е. вместе против фигуранта. Начинать похвалу лучше издалека, подходя к собаке, как бы заранее предупреждая лохматого бойца о своём приближении и давая ему время привыкнуть и адаптироваться к Вашему присутствию. Начав хвалить собаку, необходимо очень внимательно следить за её поведением и при появлении малейших признаков волнения прекращать приближение.

Когда в облаивании собаки будут устойчиво выработаны агрессивность, напористость и, что особенно важно, длительность и ритмичность, проводник может, подходя к собаке, присесть сзади и немного сбоку (лучше справа от собаки) и хвалить собаку голосом, а также ободряя её оглаживанием и охлопыванием по бёдрам, крупу и спине. Если в этой ситуации собака не показывает нервозности и недоверия к проводнику, не пытается укусить фигуранта, продолжая уверенно облаивать, значит, задача практически выполнена.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:24 | Сообщение # 17
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ.
(ответы виртуальному оппоненту)

Давайте попробуем с обозначенных выше позиций проанализировать некоторые дрессировочные приёмы по обучению отпуску рукава и работе в укрытии, которые используются в настоящее время в дрессировочной практике у нас в стране. Вероятно, полезно в некоторых случаях такой анализ давать в форме ответов на вероятные вопросы виртуального оппонента (поверьте, их столько раз задавали коллеги-спорщики, что все они известны наперечёт).

1. "Сначала надо научить кусаться по-настоящему, а потом учить отпускать рукав и не кусать его в укрытии". Тактическая ошибка в обучении, вероятно, проистекающая из старых "ЗКС"-ных опасений отучить кусать собаку запрещающей командой. Об этом в статье уже упоминалось ранее.

2. Собаке дают укусить рукав, с которого проводник сдёргивает собаку рывком поводка после остановки фигуранта, предварительно подав команду "Дай!" ("Aus!"). Если мы не ставим перед собой цели добиться чистого отпуска, т.е. работаем только на диплом, а не на высокий результат, то при точной работе проводника и фигуранта результата добиться можно. Но… В момент борьбы, т.е. непосредственно вися на человеке, собака возбуждена, вероятно, нервничает, т.к. она предпринимает агрессивные действия в отношении человека. И даже если нам кажется, что мы её сильно не возбуждаем и просто играем, то это так лишь отчасти. В качестве примера: сравните отношение молодой собаки в начале защитной дрессировки к рукаву, который фигурант держит обеими руками, или который уже одет на руку. В первом случае он вряд ли сильно отличается от отношения к тряпке или жгуту. А вот во втором… Механические воздействия в состоянии борьбы, возбуждения прямо на человеке очень нежелательны для достижения чистого, хорошего результата. Собака, конечно, может справиться с такой эмоциональной перегрузкой. Правда, на моих глазах часто всё это заканчивалось либо "заклиниванием" на рукаве, либо очень медленным, нервным отпуском, со сползанием, злобным рыком и трепками. Неоднократно приходилось видеть, как эту нервозность собака изливала на фигуранта в "грязных покусах", кусая его за ноги, в пах после отпуска рукава.

3. После подачи проводником соответствующей команды фигурант сам стимулирует собаку к отпусканию, т.е. даёт рывок или оказывает иное механическое воздействие на собаку. Этот "фокус" из года в год нам пытаются показывать на семинарах некоторые "учителя" из Европы (об этом я упоминал ранее). Фокус эффектный, но очень опасный и вредный с точки зрения понимания защитной службы. Казалось бы, всё логично: сигнал "Дай!", механическое воздействие, вознаграждение рукавом. Но это только с точки зрения человека, воспринимающего собаку, как физиологическую модель, биоавтомат. Но ведь они ещё и чувствуют! Дело в том, что от занятия к занятию мы приучаем собаку противостоять фигуранту, бороться с ним, не обращая внимания на его толчки, угрозы, удары. Более того, очень скоро собака воспринимает эти правила таким образом, что в ответ на подобные воздействия фигуранта она только сильнее мобилизуется, активнее борется и сжимает челюсти. А теперь позвольте мне задать один вопрос. Вы всерьёз думаете, что собака не видит, не чувствует и не понимает, что при этом "фокусе" за строгий ошейник или удавку дёргает сам фигурант? Надеюсь, нет! С её точки зрения - это просто ужесточение тех же правил, и поэтому она только сильнее начинает сопротивляться. Если же фигурант с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом причиняет ей боль, пытаясь добиться отпуска по команде проводника (!), то он вызывает у неё только раздражение, злобу с истерикой. "Противник, как обычно, мне сопротивляется; я его не боюсь и сильнее кусаю, но победить, как раньше, почему-то никак не удаётся". Самое лучшее, чего можно добиться в данном случае, что фигурант психологически подломит собаку, и она будет отпускать, но только его и только находясь на этой площадке. Всем известно, что "танцует только тот, кто заказывает музыку", и заставлять собаку что-либо сделать может только проводник.
 
tdkennelДата: Вторник, 13.11.2012, 14:25 | Сообщение # 18
Эксперт
Группа: Администраторы
Сообщений: 521
Репутация: 0
Статус: Offline
4. Похожие проблемы по тем же причинам возникают в том случае, когда фигурант, пытаясь отучить собаку сразу кусать в укрытии, жёстко пресекает её попытки это сделать болевыми воздействиями, ударами. Итог - собака в ярости и буквально "жрёт" фигуранта за рукав, ноги, корпус или … может продемонстрировать что-то похожее на требуемое, но только на этой площадке и только с этим "страшным" фигурантом.

5. После просмотра некоторых обучающих кассет некоторыми инструкторами практикуются постоянные пуски собаки фронтально в открытое укрытие (как в лобовую атаку, но с той лишь разницей, что вместо укуса собака должна сесть и облаять) на каждом занятии. Это очень хорошее упражнение, вырабатывающее у собаки большую смелость и позволяющее достичь более плотного (близкого к фигуранту) облаивания. Не стоит забывать, что лучшее - враг хорошего. Если переусердствовать, то вместо смелости мы добьемся наглости, и собака перестанет стараться контролировать своё стремление укусить в такой сложной стрессовой ситуации. Она станет кусать сразу, как в обычной атаке, и придётся надолго прекратить заниматься с ней защитной службой, а потом максимально аккуратно начать всё сначала. Но это уже исправление допущенных ошибок, которые лучше не допускать.

6. Предоставление собаке хватки непосредственно сразу (1-2 секунды) после успешного выполнения команды "Дай!" ("Aus!"), для достижения быстрого отпуска. В итоге, собака, выждав максимум 2-3 секунды, самостоятельно пытается хватать фигуранта. Очень интересная проблема, которая коренится в догматическом, упрощённом понимании инструктором (фигурантом) условий формирования навыка, системы положительного подкрепления и отрицательного наталкивания (принуждения). Известно, что скорость выполнения требуемого действия напрямую зависит от скорости подкрепления. Именно поэтому некоторые фигуранты стремятся быстрее дать хватку собаке, быстро отпустившей рукав. Кажется, всё логично. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в данном случае имеет место путаница - что именно мы подкрепляем и как. Выполнение команды "Дай!" состоит из двух фаз! Первая - непосредственно разжатие челюстей, вторая - охрана фигуранта с готовность в любое мгновение атаковать. Для каждой фазы должно быть своё подкрепление.

Для первой - положительные эмоции, возникающие при избегании отрицательного наталкивания на результат (принуждения) своевременным выполнением действия. Об этих закономерностях было сказано в этой статье ранее в главе "Отпуск рукава (далее)". Проще говоря, если собака плохо отпускает, то с этим надо работать методом подноса рукава (жгута) фигуранту с дальнейшим механическим принуждением собаки бросить рукав к ногам фигуранта, как об этом было рассказано в этой статье в главе "Отпуск рукава" в перечисленных там 10 пунктах.
Для второй - положительные эмоции, связанные с реализацией желаемой хватки после охраны, длительность которой постепенно увеличивается во время тренировок.
Следует понимать, что в данном случае разным временем дачи хватки мы можем подкрепить разное - или сам отпуск рукава или охрану.
 
Форум » Форум » Дрессировка » Об отпускании рукава! (2012г. статья.)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: